Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ)– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогическом комиссией
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Действующее
законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов
и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы
специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной
организации — право родителей (законных представителей).
В
соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно
формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в
соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Специальные условия
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Образовательные программы
(АООП), методы обучения и воспитания;
учебники, учебные пособия
и дидактические материалы;
технические средства
обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента
(помощника);
проведение коррекционных
занятий;
обеспечение доступа в
здания организаций.
Обучение
лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется на основе
адаптированных образовательных программ с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Для успешной реализации образовательного процесса
детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные маршруты развития. Для
сопровождения, включения и обучения детей с ОВЗ в МАДОУ – детском саду №44
имеются специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, осуществляющие
педагогическую деятельность.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Грамотно оформленные,
оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные
кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса
получения знаний дошкольниками с ОВЗ и (или) инвалидностью, дают им возможность
довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями
развития, присущими той или иной нозологической группе.
В МАДОУ – детском саду №44 оборудованы кабинеты для
проведения коррекционной работы с детьми:
Кабинет учителя-логопедапредназначен
для:
-проведения диагностического обследования речевого
развития детей дошкольного возраста.
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий
учителя-логопеда с детьми.
Кабинет педагога-психолога
В кабинете педагога-психолога проводятся
индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и
эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической
готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание
условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального
благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение. Кабинет
педагога-психолога изолирован, расположен на первом этаже.
Кабинет визуально разбит на зоны:
1.Зона диагностической и коррекционно-развивающей
работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной форме) и
коррекционно-развивающих занятий (в индивидуальной и подгрупповой форме). Зона
оснащена детскими столами и стульями, где могут разместиться воспитанники,
магнитной доской. Диагностические и коррекционно-развивающие материалы,
необходимые педагогу-психологу для работы, систематизированы по возрасту и
проблематике.
2.Большое
значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность
побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей
действительности. В кабинете сосредоточен материал для продуктивной
деятельности воспитанников: природный материал, карандаши, краски, цветная
бумага, альбомы. Обстановка кабинета помогает детям адаптироваться к условиям
работы в кабинете.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специализированный
инклюзивный кабинет, который предназначен для индивидуальных практических
занятий педагогов и тьюторов с воспитанниками детского сада, имеющими
особенности развития в МАДОУ – детском саду №44 отсутствует.
Для него характерен особый дизайн и оснащенность
специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой
«Доступная среда» на 2011−2025 годы. Цель кабинета — устранение информационных
и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с
ОВЗ в жизнь дошкольного учреждения.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Во всех группах МАДОУ –
детском саду №44 обеспечен беспрепятственный доступ к детской художественной
литературе всем детям, в том числе лицам с ОВЗ и (или инвалидностью).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для физического развития воспитанников есть два спортивных зала:
- малый физкультурный зал;
- функционируетспортивный зал,оборудованных современным спортивно-игровым
оборудованием:
набивные мячи, батут, обручи, маты, мячи, мягкие модули, стенки
гимнастические, скакалки, кольца баскетбольные, кольцебросы, тренажер для ходьбы, мячи-прыгуны, палки спортивные, кегли,
гантели, канат.
На территории детского сада расположены: спортивный комплекс, бумы, лабиринт-змейка, прыжковая яма.
У воспитанников есть возможность посещения стадиона с современными тренажерами на территории школы, прилегающей к территории детского сада.
Доступа к объектам
спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата -нет;
для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного
развития – доступ к объектам спортане ограничен.
Для непрерывной образовательной деятельности , праздников и досуговых мероприятий оборудован музыкальный зал, в котором имеется: мультимедийное оборудование,пианино, портативная музыкальная колонка, музыкальный центр.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования как
совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов,
обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в
оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии,
рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные,
учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды,
мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и
других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, устройства для
закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для
туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в МАДОУ - детский сад №44 отсутствуют.
МАДОУ - детский сад №44 доступен
условно для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с тяжелыми нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Полностью доступен для лиц, с нарушениями слуха,
зрения и умственными нарушениями.
Доступ в здание МАДОУ - детский сад
№44 обеспечен при организационной помощи персонала (приказом заведующего ДОУ)
назначен ответственный сотрудник.
Специальные условия питания
Питание воспитанников осуществляется в
соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН
2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения", утвержденным Главным
государственным санитарным врачом РФ 27 октября 2020 года N 32
Создание отдельного меню для инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
На бесплатное питание в учреждении имеют
право:
- дети с ограниченными возможностями здоровья
(дети-инвалиды);
- дети с туберкулезной интоксикацией;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей (законных представителей). (Статья 65 п.3 Федерального
закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ).
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ создаются условия охраны здоровья
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья. "Организация медицинского обеспечения для дошкольных
образовательных учреждений, договора о взаимодействии с учреждением
здравоохранения ГАУЗ СО Верхнепышминской ЦГБ имени Бородина. Для медицинского
сопровождения воспитанников в детском саду оборудован медицинский блок.
Медицинский блок прошел лицензирование.
В рабочем кабинете проходят осмотры детей, в том числе с
ОВЗ и (или инвалидностью), консультирование родителей по вопросам здоровья. В
кабинете хранятся документы.
Процедурный кабинет предназначен для
хранения вакцины, лекарственных препаратов, оказания доврачебной помощи,
вакцинирования.
Изолятор предназначен для
размещения в нем внезапно заболевших воспитанников.
Функционирует
психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение
диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями
декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в
соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического
здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТОПМПК. В сложных ситуациях
воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТОПМПК.
В детском саду
используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное
физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию
отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью
охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
·
проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по
обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление
систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их
заболеваемости;
· обеспечение контроля
за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля
за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих
мероприятий;
· осуществление контроля
за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории,
здания, помещений соответствует требованиям действующих
санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к
информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,
приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья отсутствует. Специально созданного компьютерного
кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
У воспитанников МАДОУ – детский сад №44 нет доступак электронным
образовательным ресурсам.
Ниже предлагаем подборку полезных сайтов для родителей (законных
представителей), которая может быть полезной в домашних условиях:
Электронная библиотека
для родителей детей с ОВЗ и инвалидов ресурсного центра
Сайт проекта «Особый
ресурс» предназначен для родителей особых детей.
Программа реабилитации детей с
ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир»
Полезные материалы для
занятий с детьми
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального
пользованияотсутствуют
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале;
переносная мультимедийная установка;
- музыкальный центр (музыкальный зал);
- магнитофоны (в каждой возрастной группе и спортивном зале)
- Дети-инвалиды и лица
с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том
числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.