06.12.2019
В наш бурный век,
пожалуй, не найдется ни одного ребенка, который не знал бы, что такое
компьютерные игры. Компьютеры есть почти в каждой семье, а потому обращаться с
ними дети учатся едва ли не раньше, чем произносят свое первое слово. И все бы
ничего, если бы компьютеры использовались с исключительно с благой целью –
научить, например, ребенка читать или решать математические задачи…
К сожалению львиную
долю времени, проводимого за экранами мониторов, дети посвящают компьютерным
играм.
Результаты исследований
показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр.
Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут
игры на ловкость, игры - приключения, стратегические игры, на последнем месте -
логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем
логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и
последними идут игры-стратегии.
Рассматривая данную тему, врач-психиатр Р. М. Гусманов говорит о том, что
"прежде всего компьютер дает все те эмоции, которые может, но не всегда
дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр - от положительных эмоций до
отрицательных, таких как восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев,
раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой
важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром.
Компьютерная мышка - как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой,
практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка
создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть,
вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни.
Сегодня увлечение
некоторых людей, а особенно, детей, компьютерными играми достигает уровня
зависимости, называемой специалистами игроманией. Психологи классифицируют эту
вредную привычку как разновидность эмоциональной "наркомании, вызванной
техническими средствами, здесь сказывается личностная незрелость.
Как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается:
Рассмотрим
эти признаки:
* когда родители просят отвлечься от игры на компьютере,
подросток выражает яркое нежелание делать это;
* если все же ребенка
отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
* ребенок не способен
запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
* подросток забывает о
домашних делах и обязанностях, об учебе;
* сбивается полностью
график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным
здоровьем;
* прием пищи
происходит без отрыва от компьютера;
* когда ребенок
начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
* происходит
постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
* ребенок испытывает
чувство эйфории, когда находится за компьютером;
* он предвкушает и
продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире
компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает
все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Физические
признаки: нарушения со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром
"сухого глаза", опорно-двигательного аппарата (искривление
позвоночника, нарушения осанки, расстройство сна или изменение поведения во
сне.
Тревожным сигналом, является все большее распространение игр агрессивного
содержания, а также проповедующих насилие, расизм. Игры с сюжетами войн,
гангстерских и мафиозных разборок способны укоренить и породить самые
разные фобии (страхи, нарушения сна, неврозы, агрессию.
Предрасположенность ребёнка к агрессии, т. е. склонность к совершению
агрессивных поступков, М. Чабанянц перечисляет личностные факторы, которые, по
его мнению, в сочетании с жестокими играми могут вызвать негативные последствия.
Это дисгармоничность структуры личности, в виде сочетания обидчивости,
обостренного самолюбия.
Психолог Д. Гроссман пишет, "что механизм воздействия электронных игр
схож с боевой подготовкой, во время которой солдаты учатся преодолевать
врожденный барьер перед совершением убийства. К примеру, было обнаружено, что у
многих пехотинцев отвращение к убийству исчезает, когда во время учений они
стреляют не по обычным мишеням, а по мишеням в виде человеческих фигур. Такой
же эффект, по мнению Д. Гроссмана, оказывают и пропитанные насилием игры: они прививают детям "вкус и навык к
убийству". "Когда ребенок, играя, убивает, он испытывает те же
ощущения и такое же воздействие на психику, как солдат или офицер полиции в
боевых условиях", - говорит Дэйв Гроссман. Это значит, что ребенок учится
преодолевать психологический барьер убийства. Легкость расправы с виртуальным
противником "растормаживает" сдерживающие нервные центры человека,
делая его более способным на убийство". В исследованиях выявлено, что
"34% подростков из числа тех, кто играл в"GTA" принимали участие
в драках, тогда как среди детей, равнодушно относящихся к видеоигре, процент
тех, кто дрался, был равен 17.
Однако, было бы неправильным
зарывать, как страус, голову в песок, запрещая ребенку даже приближаться к
компьютеру. Мы живем в эпоху, когда трудно себе представить осуществление
каких-либо действий без помощи компьютера.
Компьютер – это не монстр, пожирающий вашего ребенка, а большой помощник в
вашей и его повседневной жизни. А такие специальности как программисты и
настройщики компьютеров – одни из самых востребованных и высокооплачиваемых.
Нужно лишь постараться сделать так, чтобы компьютер не заменял ребенку нас, родителей.
Уделяйте ему внимание, интересуйтесь его жизнью, проводите с ним
больше времени, предлагайте ему альтернативные способы времяпрепровождения
(кружки, секции и т. п., ну а если избежать того, чтобы он проводил меньше времени
за компьютерными играми, не получается, разберитесь и вы в этом вопросе,
узнайте больше об интересных развивающих играх и играйте в них
вместе с ним.
Тест на определение компьютерной зависимости у старших
дошкольников (6-7 лет) для родителей
Уважаемые родители!
Для установления наличия зависимости
от компьютерных игр и Интернета у
ваших детей предлагаем вам ответить на серию вопросов.
1. Как часто ваш ребенок играет
за компьютером?
а) каждый день - 3 балла;
б) через день - 2 балла;
в) когда нечем заняться - 1 балл.
2. Сколько времени он тратит на компьютерные игры ежедневно?
а)2-3 ч и больше - 3 балла;
б) час или 2 ч - 2 балла;
в) час максимум - 1 балл.
3. Кто выключает компьютер ребенка?
а) вы - 3 балла;
б) иногда вы, иногда ребенок - 2 балла;
в) ребенок самостоятельно - 1 балл.
4. Когда у вашего ребенка появляется свободное от занятий время, он.
а) сидит за компьютером - 3 балла;
б) иногда может и сесть за компьютер - 2 балла;
в) гуляет на улице или занимается домашними делами - 1 балл.
5. Прогуливал ли ваш ребенок детский сад или другое важное мероприятие ради
того, чтобы поиграть за компьютером?
а) да, прогуливал - 3 балла;
б) было пару раз, но не очень важное событие - 2 балла;
в) нет - 1 балл.
6. Делится ли ребенок впечатлениями о какой-либо компьютерной игре с вами?
а) да, постоянно - 3 балла;
б) иногда рассказывает - 2 балла;
в) редко, почти никогда - 1 балл.
7. Какую роль в жизни
ребенка играет компьютер?
а) это для него все или почти все - 3 балла;
б) значит много, но есть много других вещей, которые для него важны не
меньше - 2 балла;
в) ребенок особенно не интересуется компьютером - 1 балл.
Анализ
результатов тестирования:
18-21 балл
Степень
выраженности: компьютерная зависимость явно выражена
Рекомендации:
Составьте график работы за компьютером или, лучше всего, - "режим
дня" для ребенка, где будет указано, какое количество времени он может
проводить за компьютером (оптимально до 30-60 мин в
день).
2. Проводите со своим ребенком больше времени. Это могут быть, к примеру,
совместные прогулки (в магазин, кинотеатр, парк).
3. Чаще приглашайте друзей ребенка к
себе домой, но следите за тем, чтобы они не собирались вокруг компьютера.
4. Если ребенок ведет себя
раздражительно, то не нужно с ним спорить, оскорблять. Дети, у которых наблюдается компьютерная
зависимость, очень раздражительны и агрессивны, нужно действовать постепенно и
незаметно для самого ребенка.
5.
Помните: здоровье вашего ребенка в ваших руках.
12-17 баллов
Степень
выраженности: ребенок не страдает компьютерной зависимостью, но расположен к ней.
Рекомендации для родителей:
1. Следите за тем, чтобы ребенок не
увеличивал время, проводимое за компьютером.
2. Главное - не допустить того, чтобы
ребенок стал компьютерозависимым
7-11 баллов
Степень
выраженности: ребенок не находится в зоне риска компьютерной зависимости.
Рекомендации для родителей:
Участвуйте в жизни ребенка, тогда в
будущем он будет так же психологически устойчив и к другим зависимостям.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.12.2019
Дата обновления: 06.12.2019
Дата публикации: 06.12.2019