а) составление
проектов индивидуальных маршрутов коррекции компенсации речевых
нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности;
б) оказание консультативной помощи педагогам (в том числе, помощь в разработке
индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ) и родителям (включение
родителей в образовательный процесс, как активных участников, в соответствии с ФГОС ДО);
в) организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
г) организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии
с требованиями к его оснащению (приложение 1);
д) сбор информации о деятельности логопедического пункта и еѐ анализ (приложение 2);
8) общее руководство и ответственность за деятельность учителя-логопеда несет руководитель
ДОУ.
2. Организация логопедической работы
На логопедический пункт зачисляются:
а) дети старшего дошкольного возраста, имеющие логопедические заключения следующего
характера:
ФНР (фонематическое недоразвитие речи);
ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
ФФНР (фонетико-фонематическое-недоразвитие речи);
НВОНР или ОНР 3,4 ур. (нерезко выраженное общее недоразвитие речи или общее
недоразвитие речи 3,4 уровня);
б) дети, имеющие тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия,
заикание, дизартрия), подлежащие обучению в специальных речевых группах детского сада и
дети, имеющие нарушения слуха, зрения и интеллекта, подлежащие обучению в специальных
группах детского сада соответствующего профиля, не подлежат приему на логопедический
пункт при ДОУ. Они направляются на обследование в городскую или территориальную ПМПК,
где уточняется речевое заключение и решается вопрос о дальнейшем их коррекционном
маршруте. При отсутствии специализированных детских садов и групп в городе, дети с
тяжелыми нарушениями могут быть зачислены на логопедический пункт при ДОУ. В этом
случае учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение нарушений речи;
в) в первую очередь
в логопедический пункт зачисляются:
устной речи, препятствующими их успешному освоению образовательной программы
дошкольного образования и (или) вызывающими появление вторичных нарушений
социального характера;
дети - инвалиды, имеющие ИПРА ребенка - инвалида.
Учитель-логопед проводит первичное обследование состояния речи детей ДОУ. Отобранных
для обучения на логопедическом пункте детей учитель-логопед направляет на психологомедико-педагогическуюкомиссию (далее ПМПК). По итогам обследования ПМПК принимает
решение о зачислении ребенка на логопедический пункт. Данные о детях, нуждающихся
в логопедической помощи, заносятся в «Лист учета детей, ожидающих зачисления на
логопедический пункт». Зачисленные дети заносятся в журнал движения детей (Приложение 9).
3) Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется с 15 по 30 мая с 1 по 15
сентября, а также в течение года по необходимости.
Данные об обследованных на логопедическом пункте детях вносятся учителем-логопедом в
журнал регистрации (приложение 3) с целью последующего распределения дошкольников по
группам в зависимости от структуры речевого дефекта.
На каждого зачисленного на логопедический пункт ребенка заполняется речевая карта
(приложение 4);
Занятия на логопедическом пункте проводит штатный учитель-логопед. Воспитатели групп
ведут дополнительную коррекционную работу с детьми с отклонениями в речевом развитии
под руководством учителя-логопеда и помогают привлекать к этой работе родителей.
Нельзя брать детей на занятия во время прогулки, дневного сна, приема пищи группы
комплектуются детьми с однородными нарушениями речи:
- с общим недоразвитием речи (ОНР) — до 3-5 человек;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) — до 5-6 человек.
Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и
групповые занятия, количество и продолжительность которых зависит от психофизических и
возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым
ребенком), и не должна превышать время, предусмотренное санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами; темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет
посещаемости детей отражаются в журнале логопедических занятий (приложение 5).
Периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы дошкольного
образовательного учреждения, от степени тяжести речевого нарушения, от индивидуальных
особенностей детей и составляет: - 3-6 месяцев - с детьми, имеющими фонетические нарушения
речи;
- 6-12 месяцев - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи, НВОНР,
неосложнѐнные формы ОНР - 3,4 уровня. В случае длительного отсутствия ребенка по болезни
и другим уважительным причинам срок пребывания ребенка на логопедическом пункте
продлевается.
11) Периодичность занятий:
- групповое занятие с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) проводятся не менее
3-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих ФФНР и ФНР - не менее 2-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих фонетический дефект - не менее 1-го раза в неделю;
12) Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них
дефектов речи.
13) В случае длительного отсутствия положительной динамики родителям ребѐнка (законным
представителям) может быть рекомендовано обратиться в соответствующие лечебнопрофилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом,
психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медико-педагогическую комиссию
для уточнения диагноза.
14) Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учительлогопед.
Отчисление ребенка из логопедического пункта производится по следующим причинам:
- заявление об отчислении родителя (законного представителя) ребенка;
- отчисление ребенка из ДОУ;
- окончание коррекционного процесса.
Отчисленные дети заносятся в журнал движения детей
Учитель-логопед работает 5 дней в неделю, общее количество часов – 20.
Рабочее время учителя-логопеда распределяется следующим образом:
75% - работа с детьми,
15 % - консультативно-методическая работа,
10 % - работа с документацией.
Учитель-логопед самостоятельно распределяет рабочее время по согласованию с
администрацией ДОУ. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает
одновременную работу с 20 детьми, зачисленными на определенный период в зависимости от
речевого нарушения.
Для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарногигиеническим нормам.
Учитель-логопед в логопедическом пункте ведет следующую документацию:
- журнал регистрации;
- журнал движения детей на логопедическом пункте;
- журнал обследования речи детей, посещающих ДОУ (с 3 до 7 лет);
- журнал учета посещаемости индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий;
- список детей, зачисленных на логопедический пункт;
- лист учета детей, ожидающих зачисления на логопедический пункт; - планы подгрупповых и
индивидуальных занятий; - речевые карты на каждого ребенка; - годовой план деятельности;
- план мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию речевых расстройств у детей
(консультации, семинары для воспитателей, родителей, по плану ДОУ);
- рабочая программа;
- календарно-тематические планы групповых занятий;
- индивидуальные рабочие тетради детей;
- тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями;
- диагностическая карта динамического наблюдения речевого развития детей;
- аналитическая справка по результатам деятельности за год (отчет об эффективности
коррекционной работы);
- расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени, заверенные заведующим
ДОУ;
- паспорт логопедического кабинета.
Приложение 1
Оборудование логопедического
кабинета
(примерный перечень)
1. Настенное зеркало для логопедических занятий 70х 100
2. Зеркала для индивидуальной работы 9x12
3. Логопедические зонды и шпатели
4. Умывальник взрослый
5. Доска встроенная магнитная
6. Шкаф для пособий
7. Стол канцелярский
8. Стулья
9. Детские столы
10. Кассы букв
11.Настенные часы
12.Светильник
13.Кварцевая лампа
14.Компьютер с набором специальных программ
15.Дидактические пособия
16. Настольные игры, игрушки
1
8 – 10
индивид.
1
1
1
1
6-10
3
При оборудовании логопедического кабинета необходимо соблюдать
требования СанПиН:
- естественное левостороннее освещение; на расстоянии 1,2 метра над зеркалом
должен располагаться светильник на кронштейне;
- умывальник взрослый, около умывальника гигиенический «фартук»;
- площадь логопедического кабинета из расчета 4 кв.м. на одного ребѐнка;
- мебель должна соответствовать росту ребѐнка.
Приложение 2
Аналитическая справка
по результатам деятельности учителя-логопеда
1. Информационная справка
Всего обследовано детей _________
Всего выявлено детей с нарушениями речи _________
Сведения о
движении
детей
Принято на
логопункт
Выпущено
ОНР
Классификация речевых
нарушений
Фонемат.
ФФНР
ФНР
НР
Заикание Итого
Продолжа
ют
занятия
Выбыло
2. Аналитическая информация:
- проблемы, возникшие в ходе работы;
- условия, необходимые для решения проблем;
- динамика речевого развития детей, представленная в графиках, диаграммах;
- приоритетные направления деятельности на следующий год.
Приложение 3
Журнал регистрации
№
п/п
Фамилия, имя
ребенка
Возраст
ребѐнка
Домашний
адрес, тел.
Сведения о
родителях
Заключение
ПМПк
Примечание
Приложение 4
Речевая карта
1. Ф.И.О. ребенка
2. Дата рождения, возраст на момент обследования
3. Домашний адрес, кем направлен
4. Дата обследования
5. Сведения о родителях:
Мать:
Отец:
6. Речевая среда
7. Анамнез:
-обший(беременность по счету, характер беременности, течение родов, вес,
рост, перенесенные заболевания);
-речевой(гуление, лепет, первые слова, фразы)
8. Заключения специалистов: психиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог,
стоматолог
9. Состояние общей произвольной моторики (двигательная память, переключаемость движений,
произвольное отражение, статическая и дина-мическая координация движений и другое)
10. Состояние произвольной моторики пальцев рук (статическая и динамическая координация
движений, ведущая рука)
11. Состояние артикуляционного аппарата:
- строение (губы, зубы, прикус, челюсть, подъязычная уздечка, маленький
язычок, нѐбо);
- моторика (двигательная функция губ, челюсти, языка, мягкого нѐба);
- состояние произвольной мимической моторики (объем и качество движения мышц лба, глаз, шеи,
мимических поз, характеристика символического праксиса).
12. Фонетическая сторона речи:
- звукопроизношение (изолировано, в слогах, словах, связной речи): смешение
звуков, отсутствие звуков, искажение звуков, замена звуков;
- состояние просодии (характеристика голоса, темпо-ритмической и мелодикоинтонационной сторон речи, речевого дыхания).
13. Фонетический слух
14. Фонематическое восприятие
15. Слоговаяструктура слова (сокращение, упрощение, уподобление, перестановка слогов, добавление
звука) и структура предложения
16. Импрессивная сторона речи (понимание номинативной,предикативной и адъективной сторон речи,
пространственных наречий, предложений различной сложности, грамматических форм)
17. Словарный запас (обобщение, употребление в речи слов различных частей речи, антонимов,
синонимов)
18. Грамматическийстрой (словоизменение, употребление грамматических форм, словообразование,
составление предложений)
19. Связная речь (пересказ, составление рассказа: описательного, по сюжетной картинке, по серии
сюжетных картинок, из собственного опыта)
20. Начальные навыки чтения (усвоение букв, чтение слогов, слов, предложений, текста, характер
ошибок; дислексические, дисграфические, грамматические)
21. Заключение
22. Рекомендации
23. Индивидуальный маршрут коррекции
24. Мониторинг динамики коррекционного процесса (заполняется не реже 2 раз в месяц)
25. Катамнез
Приложение 5
Журнал учета логопедических занятий
1. Групповые списки детей
2. Календарно-тематическое планирование групповых занятий
3. Учет посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий
№
п/п
Дата
Фамилия, имя
ребенка
Приложение 6
Индивидуальная рабочая тетрадь
Содержит:
1. Схему структуры речевого дефекта.
2. Индивидуальную коррекционную программу.
3. Календарные планы занятий (дата, тема занятия, задачи, продукты практической
деятельности детей на занятии).
Приложение 7
Диагностическая карта
динамического наблюдения речевого развития детей
Содержит:
1. Расшифровку кода успешности усвоения навыка:
красный квадрат – постановка звука (звук указывается внутри квадрата) синий
квадрат – автоматизация звука зеленый квадрат – дифференциация звука красный
круг – развитие фонематического слуха
зеленый круг – формирование навыков звукового анализа синий
треугольник – развитие лексики (активизация словаря) синий
прямоугольник – коррекция грамматического строя речи синий ромб –
развитие связной речи
Заполнение цветом отражает успешность усвоения навыка ребѐнком на занятии:
- условный знак, закрашенный наполовину, означает, что навык сформирован недостаточно;
- условный знак, закрашенный полностью, означает, что навык сформирован.
2. Таблица, отражающая динамику развития речи ребѐнка.
Ф.И. ребѐнка ________________ Дата зачисления на логопункт _______________
Дата занятия
Код успешности усвоения навыка
Резюме
Резюме отражает характер трудностей, испытываемых ребенком в ходе занятия, и выводы по
коррекции индивидуального маршрута речевого развития ребѐнка.
Приложение 8
Паспорт логопедического кабинета
1. Титульный лист:
Логопед Ф.И.О. ____________________________________
ДОУ № ___________________________________________
2. Общие сведения о кабинете
Общая площадь________ длина _____ ширина ______
Освещенность __________________
Оборудование_________________
3. Сведения о логопеде
Ф.И.О., ___________________________________ Образование (что
закончил, специальность, квалификация)
Год окончания
_____________________
Работа в данном учреждении:
стаж ________ квалификационная категория
Работа над темой _________________ __
Работа по программе _________________
4. Содержание направлений деятельности логопеда
5. Циклограмма деятельности логопеда
6. Список документации
7. Каталог методической литературы кабинета
8. Перечень дидактических пособий и наглядного материала.
Приложение 9
Журнал движения детей на логопедическом пункте
№
ФИО
ребенка
Дата
рождения
Дата
зачисления
Логопедическое
заключение
Учительлогопед
Дата
отчисления
Причина
отчисления
Состояние
речи
Учительлогопед
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)