Положение о логопункте.pdf

а) составление
проектов индивидуальных маршрутов коррекции компенсации речевых
нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности;
б) оказание консультативной помощи педагогам (в том числе, помощь в разработке
индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ) и родителям (включение
родителей в образовательный процесс, как активных участников, в соответствии с ФГОС ДО);
в) организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
г) организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии
с требованиями к его оснащению (приложение 1);
д) сбор информации о деятельности логопедического пункта и еѐ анализ (приложение 2);
8) общее руководство и ответственность за деятельность учителя-логопеда несет руководитель
ДОУ.
2. Организация логопедической работы
На логопедический пункт зачисляются:
а) дети старшего дошкольного возраста, имеющие логопедические заключения следующего
характера:
ФНР (фонематическое недоразвитие речи);
ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
ФФНР (фонетико-фонематическое-недоразвитие речи);
НВОНР или ОНР 3,4 ур. (нерезко выраженное общее недоразвитие речи или общее
недоразвитие речи 3,4 уровня);
б) дети, имеющие тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия,
заикание, дизартрия), подлежащие обучению в специальных речевых группах детского сада и
дети, имеющие нарушения слуха, зрения и интеллекта, подлежащие обучению в специальных
группах детского сада соответствующего профиля, не подлежат приему на логопедический
пункт при ДОУ. Они направляются на обследование в городскую или территориальную ПМПК,
где уточняется речевое заключение и решается вопрос о дальнейшем их коррекционном
маршруте. При отсутствии специализированных детских садов и групп в городе, дети с
тяжелыми нарушениями могут быть зачислены на логопедический пункт при ДОУ. В этом
случае учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение нарушений речи;
в) в первую очередь
в логопедический пункт зачисляются:
устной речи, препятствующими их успешному освоению образовательной программы
дошкольного образования и (или) вызывающими появление вторичных нарушений
социального характера;
дети - инвалиды, имеющие ИПРА ребенка - инвалида.
Учитель-логопед проводит первичное обследование состояния речи детей ДОУ. Отобранных
для обучения на логопедическом пункте детей учитель-логопед направляет на психологомедико-педагогическуюкомиссию (далее ПМПК). По итогам обследования ПМПК принимает
решение о зачислении ребенка на логопедический пункт. Данные о детях, нуждающихся
в логопедической помощи, заносятся в «Лист учета детей, ожидающих зачисления на
логопедический пункт». Зачисленные дети заносятся в журнал движения детей (Приложение 9).
3) Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется с 15 по 30 мая с 1 по 15
сентября, а также в течение года по необходимости.
Данные об обследованных на логопедическом пункте детях вносятся учителем-логопедом в
журнал регистрации (приложение 3) с целью последующего распределения дошкольников по
группам в зависимости от структуры речевого дефекта.

На каждого зачисленного на логопедический пункт ребенка заполняется речевая карта
(приложение 4);
Занятия на логопедическом пункте проводит штатный учитель-логопед. Воспитатели групп
ведут дополнительную коррекционную работу с детьми с отклонениями в речевом развитии
под руководством учителя-логопеда и помогают привлекать к этой работе родителей.
Нельзя брать детей на занятия во время прогулки, дневного сна, приема пищи группы
комплектуются детьми с однородными нарушениями речи:
- с общим недоразвитием речи (ОНР) — до 3-5 человек;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) — до 5-6 человек.
Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и
групповые занятия, количество и продолжительность которых зависит от психофизических и
возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым
ребенком), и не должна превышать время, предусмотренное санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами; темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет
посещаемости детей отражаются в журнале логопедических занятий (приложение 5).
Периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы дошкольного
образовательного учреждения, от степени тяжести речевого нарушения, от индивидуальных
особенностей детей и составляет: - 3-6 месяцев - с детьми, имеющими фонетические нарушения
речи;
- 6-12 месяцев - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи, НВОНР,
неосложнѐнные формы ОНР - 3,4 уровня. В случае длительного отсутствия ребенка по болезни
и другим уважительным причинам срок пребывания ребенка на логопедическом пункте
продлевается.
11) Периодичность занятий:
- групповое занятие с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) проводятся не менее
3-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих ФФНР и ФНР - не менее 2-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих фонетический дефект - не менее 1-го раза в неделю;
12) Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них
дефектов речи.
13) В случае длительного отсутствия положительной динамики родителям ребѐнка (законным
представителям) может быть рекомендовано обратиться в соответствующие лечебнопрофилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом,
психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медико-педагогическую комиссию
для уточнения диагноза.
14) Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учительлогопед.
Отчисление ребенка из логопедического пункта производится по следующим причинам:
- заявление об отчислении родителя (законного представителя) ребенка;
- отчисление ребенка из ДОУ;
- окончание коррекционного процесса.

Отчисленные дети заносятся в журнал движения детей
Учитель-логопед работает 5 дней в неделю, общее количество часов – 20.
Рабочее время учителя-логопеда распределяется следующим образом:
75% - работа с детьми,
15 % - консультативно-методическая работа,
10 % - работа с документацией.
Учитель-логопед самостоятельно распределяет рабочее время по согласованию с
администрацией ДОУ. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает
одновременную работу с 20 детьми, зачисленными на определенный период в зависимости от
речевого нарушения.
Для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарногигиеническим нормам.
Учитель-логопед в логопедическом пункте ведет следующую документацию:
- журнал регистрации;
- журнал движения детей на логопедическом пункте;
- журнал обследования речи детей, посещающих ДОУ (с 3 до 7 лет);
- журнал учета посещаемости индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий;
- список детей, зачисленных на логопедический пункт;
- лист учета детей, ожидающих зачисления на логопедический пункт; - планы подгрупповых и
индивидуальных занятий; - речевые карты на каждого ребенка; - годовой план деятельности;
- план мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию речевых расстройств у детей
(консультации, семинары для воспитателей, родителей, по плану ДОУ);
- рабочая программа;
- календарно-тематические планы групповых занятий;
- индивидуальные рабочие тетради детей;
- тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями;
- диагностическая карта динамического наблюдения речевого развития детей;
- аналитическая справка по результатам деятельности за год (отчет об эффективности
коррекционной работы);
- расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени, заверенные заведующим
ДОУ;
- паспорт логопедического кабинета.

Приложение 1
Оборудование логопедического
кабинета
(примерный перечень)
1. Настенное зеркало для логопедических занятий 70х 100
2. Зеркала для индивидуальной работы 9x12
3. Логопедические зонды и шпатели
4. Умывальник взрослый
5. Доска встроенная магнитная
6. Шкаф для пособий
7. Стол канцелярский
8. Стулья
9. Детские столы
10. Кассы букв
11.Настенные часы
12.Светильник
13.Кварцевая лампа
14.Компьютер с набором специальных программ
15.Дидактические пособия
16. Настольные игры, игрушки

1
8 – 10
индивид.
1
1
1
1
6-10
3

При оборудовании логопедического кабинета необходимо соблюдать
требования СанПиН:
- естественное левостороннее освещение; на расстоянии 1,2 метра над зеркалом
должен располагаться светильник на кронштейне;
- умывальник взрослый, около умывальника гигиенический «фартук»;
- площадь логопедического кабинета из расчета 4 кв.м. на одного ребѐнка;
- мебель должна соответствовать росту ребѐнка.

Приложение 2
Аналитическая справка
по результатам деятельности учителя-логопеда
1. Информационная справка
Всего обследовано детей _________
Всего выявлено детей с нарушениями речи _________

Сведения о
движении
детей
Принято на
логопункт
Выпущено

ОНР

Классификация речевых
нарушений
Фонемат.
ФФНР
ФНР
НР

Заикание Итого

Продолжа
ют
занятия
Выбыло

2. Аналитическая информация:
- проблемы, возникшие в ходе работы;
- условия, необходимые для решения проблем;
- динамика речевого развития детей, представленная в графиках, диаграммах;
- приоритетные направления деятельности на следующий год.

Приложение 3
Журнал регистрации
№
п/п

Фамилия, имя
ребенка

Возраст
ребѐнка

Домашний
адрес, тел.

Сведения о
родителях

Заключение
ПМПк

Примечание

Приложение 4

Речевая карта

1. Ф.И.О. ребенка
2. Дата рождения, возраст на момент обследования
3. Домашний адрес, кем направлен
4. Дата обследования
5. Сведения о родителях:
Мать:
Отец:
6. Речевая среда
7. Анамнез:
-обший(беременность по счету, характер беременности, течение родов, вес,
рост, перенесенные заболевания);
-речевой(гуление, лепет, первые слова, фразы)
8. Заключения специалистов: психиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог,
стоматолог
9. Состояние общей произвольной моторики (двигательная память, переключаемость движений,
произвольное отражение, статическая и дина-мическая координация движений и другое)
10. Состояние произвольной моторики пальцев рук (статическая и динамическая координация
движений, ведущая рука)
11. Состояние артикуляционного аппарата:
- строение (губы, зубы, прикус, челюсть, подъязычная уздечка, маленький
язычок, нѐбо);
- моторика (двигательная функция губ, челюсти, языка, мягкого нѐба);
- состояние произвольной мимической моторики (объем и качество движения мышц лба, глаз, шеи,
мимических поз, характеристика символического праксиса).
12. Фонетическая сторона речи:
- звукопроизношение (изолировано, в слогах, словах, связной речи): смешение
звуков, отсутствие звуков, искажение звуков, замена звуков;
- состояние просодии (характеристика голоса, темпо-ритмической и мелодикоинтонационной сторон речи, речевого дыхания).
13. Фонетический слух
14. Фонематическое восприятие
15. Слоговаяструктура слова (сокращение, упрощение, уподобление, перестановка слогов, добавление
звука) и структура предложения
16. Импрессивная сторона речи (понимание номинативной,предикативной и адъективной сторон речи,
пространственных наречий, предложений различной сложности, грамматических форм)
17. Словарный запас (обобщение, употребление в речи слов различных частей речи, антонимов,
синонимов)
18. Грамматическийстрой (словоизменение, употребление грамматических форм, словообразование,
составление предложений)
19. Связная речь (пересказ, составление рассказа: описательного, по сюжетной картинке, по серии
сюжетных картинок, из собственного опыта)
20. Начальные навыки чтения (усвоение букв, чтение слогов, слов, предложений, текста, характер
ошибок; дислексические, дисграфические, грамматические)
21. Заключение
22. Рекомендации
23. Индивидуальный маршрут коррекции
24. Мониторинг динамики коррекционного процесса (заполняется не реже 2 раз в месяц)
25. Катамнез

Приложение 5
Журнал учета логопедических занятий
1. Групповые списки детей
2. Календарно-тематическое планирование групповых занятий
3. Учет посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий
№
п/п

Дата
Фамилия, имя
ребенка

Приложение 6
Индивидуальная рабочая тетрадь
Содержит:
1. Схему структуры речевого дефекта.
2. Индивидуальную коррекционную программу.
3. Календарные планы занятий (дата, тема занятия, задачи, продукты практической
деятельности детей на занятии).

Приложение 7
Диагностическая карта
динамического наблюдения речевого развития детей
Содержит:
1. Расшифровку кода успешности усвоения навыка:
красный квадрат – постановка звука (звук указывается внутри квадрата) синий
квадрат – автоматизация звука зеленый квадрат – дифференциация звука красный
круг – развитие фонематического слуха
зеленый круг – формирование навыков звукового анализа синий
треугольник – развитие лексики (активизация словаря) синий
прямоугольник – коррекция грамматического строя речи синий ромб –
развитие связной речи
Заполнение цветом отражает успешность усвоения навыка ребѐнком на занятии:
- условный знак, закрашенный наполовину, означает, что навык сформирован недостаточно;
- условный знак, закрашенный полностью, означает, что навык сформирован.
2. Таблица, отражающая динамику развития речи ребѐнка.
Ф.И. ребѐнка ________________ Дата зачисления на логопункт _______________
Дата занятия

Код успешности усвоения навыка

Резюме

Резюме отражает характер трудностей, испытываемых ребенком в ходе занятия, и выводы по
коррекции индивидуального маршрута речевого развития ребѐнка.

Приложение 8
Паспорт логопедического кабинета
1. Титульный лист:
Логопед Ф.И.О. ____________________________________
ДОУ № ___________________________________________
2. Общие сведения о кабинете
Общая площадь________ длина _____ ширина ______
Освещенность __________________
Оборудование_________________
3. Сведения о логопеде
Ф.И.О., ___________________________________ Образование (что
закончил, специальность, квалификация)
Год окончания
_____________________
Работа в данном учреждении:
стаж ________ квалификационная категория
Работа над темой _________________ __
Работа по программе _________________
4. Содержание направлений деятельности логопеда
5. Циклограмма деятельности логопеда
6. Список документации
7. Каталог методической литературы кабинета
8. Перечень дидактических пособий и наглядного материала.

Приложение 9
Журнал движения детей на логопедическом пункте
№

ФИО
ребенка

Дата
рождения

Дата
зачисления

Логопедическое
заключение

Учительлогопед

Дата
отчисления

Причина
отчисления

Состояние
речи

Учительлогопед

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».