Справка о предметно-развивающей среде помещений и групповых комнат Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 44 «Гнёздышко» ГО Среднеуральск, Свердловской области Автономное учреждение Организация развивающей предметно – пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ – детский сад № 44 (далее – РППС) соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) и санитарно-эпидемиологическим требованиям. РППС МАДОУ – детский сад № 44 (далее Учреждение) учитывает особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности. п.31.1. ФОП ДО РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной привлекательной для каждого ребенка деятельности и п.31.2. ФОП ДО Территория ДОО, групповые комнаты, специализированные, технологические, административные и иные помещения), материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для организации самостоятельной творческой деятельности детей. РППС создает возможности для учета особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития п.31.3. ФОП ДО Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС. В соответствии со ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации образовательной программы. РППС включает организованное пространство п.31.4. ФОП ДО РППС ДОО создается единое пространство как Все компоненты которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению; п.31.5. ФОП ДО При проектировании ДОО учитывает РППС Местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природноклиматические условия, в которых находится ДОО; возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание образования; задачи образовательной программы для разных возрастных групп; возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого взаимодействия и других участников образовательной деятельности) п.31.6. ФОП ДО С учетом возможности реализации образовательной программы ДОО в различных организационных моделях и формах РППС ДОО соответствует требованиям ФГОС ДО; образовательной программе ДОО; материально-техническим и медико-социальным п.31.8. ФОП ДО РППС ДОО обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития п.31.11. ФОП ДО В ДОО созданы условия для информатизации образовательного процесса. В групповых и других помещениях ДОО имеется оборудование для использования информационно коммуникационных технологий в образовательном процессе. условиям пребывания детей в ДОО; возрастным особенностям детей; воспитывающему характеру обучения детей в ДОО; требованиям безопасности и надежности Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством - (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития. РППС Учреждения обеспечивает и гарантирует: – охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе; – максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Учреждения, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития; – построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов; – открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи; – построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); – создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально - культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. РППС построена на следующих принципах: 1) насыщенность; 2) трансформируемость; 3) полифункциональность; 4) вариативность; 5) доступность; 6) безопасность. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию ООП – ОП ДО. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения обеспечивает следующие условия: условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей; условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников; условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей; условия для познавательно-исследовательского развития детей; условия для художественно-эстетического развития детей условия для информатизации образовательного процесса. Центры развития как условие развития самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Пространство группы организовано в виде центров развития, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать интересующий их игровой, развивающий материал. Каждый из центров регулярно пополняется материалами и игрушками в соответствии с психолого-педагогическими задачами комплексно тематического плана организации процесса образования детей, их индивидуальными интересами и потребностями. Функциональная зона (центр) Основное предназначение Оснащение II группа раннего возр. (2-3 года) Младш ая группа (3-4 года) Средняя группа (4-5 лет) Старша я группа (5-6 лет) Подго товит ельная группа (6-7 лет) Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация, возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции «Патриотический уголок» «Уголок Среднего Урала Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта Расширение краеведческих представлений детей о о Среднем Урале, г. Среднеуральске и Свердловской области - Государственная и Символика Среднего Урала, Свердловской области и г. Среднеуральска - Образцы русских костюмов - Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др. - Предметы народно – прикладного искусства - Предметы русского быта - Детская художественная литература - Набор открыток «Тюмень» - Дидактическая игра «Животные Среднего Урала - Настольно-печатная игра «» - Альбом «Предметы быта жителей Среднего Урала» + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Уголок изба» «Русская Расширение краеведческих представлений детей о быте народов севера -Книги и иллюстрации о Среднем Урале Свердловской обл. г. Среднеуральске - Материал по камнерезному искусству. - Художественная литература уральских авторов (Бажов П., Мамин – Сибиряк и т.д.) - Предметы народно – прикладного искусства - Предметы русского быта - Аудиотека «Старинные русские песни» - Дидактическая игра «Русская изба» + + 2 полугодие + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Среда экологична, природосообразна и безопасна «Уголок природы» Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности - Материал для проведения элементарных опытов - Обучающие дидактические игры по экологии - Инвентарь для трудовой деятельности в уголке природы - Природный и бросовый материал. - Материал по астрономии - Коллекции - Календарь природы - Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями - Сезонный материал - Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику - Макеты - Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы + Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей «Игровая зона» «Уголок уединения» Облегчение процесса привыкания ребенка к детскому саду «Музыкальный уголок» – Развитие творческих Способностей в самостоятельно- - Атрибутика для с- р игр - «Семья» - «Больница» - «Магазин» - «Школа» - «Парикмахерская» - «Почта» - «Армия» - «Космонавты» - «Библиотека» - «Ателье» - Предметы - заместители, атрибуты. - Дидактические игры - Подушки - Фотографии - Любимые игрушки - «Коврик злости», подушки коробочки - Детские музыкальные инструменты - Портрет композитора - Магнитофон + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ритмической деятельности «Театрализованный уголок» «Семейный уголок» Развитие способностей творческих ребенка Расширять представления детей об истории семьи в контекст истории родной страны - Набора аудиозаписей - Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные) - Игрушки-самоделки - Музыкально дидактические игры - Музыкально- дидактические пособия - Ширмы Различные виды театров: -теневой театр -би-ба-бо - настольный театр - плоскостной театр ( на фланелеграфе) - кукольный театр - конусный театр - пальчиковый театр - Костюмерная - Сундук для ряженья - Предметы декорации - Декоративная атрибутика - Семейный альбом - Семейные фотовыставки - Альбомы «Семейное древо» - Альбом о воинских наградах дедушек, бабушек родителей. - Серия дидактических игр: - «Где ты живешь?» - «Знаешь ли ты свое имя и фамилию?» - «А кто твои родители?» - Настольно печатная игра «Профессии» + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 2 полугодие + + + + + + + + + + + + Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира «Строительная мастерская» «Логикоматематический центр» Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности – Напольный строительный материал –Настольный строительный материал –Пластмассовые конструкторы + - Пирамидки – Конструкторы с металлическими деталями–Схемы и модели для всех видов конструкторов –Мягкие строительно игровые модули – Транспортные игрушки –Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.) -Математические головоломки «Танграм» -«блоки Дьенеша» -«Палочки Кюизенера» - Деревянные геометрические тела - Коллекции часов + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + (младший возраст- с крупными деталями) + + + + + + + Центр сенсорного развития «Уголок безопасности» «Речевой центр» «Книжный уголок» Расширение познавательного сенсорного опыта детей Расширение познавательного опыта, Развитие и коррекция речи воспитанников Формирование умения самостоятельно работать с книгой - календарей головоломок (кубик Руби-ка, змейка, цилиндр и т.д.) - Математические детские книги - Раздаточный математический материал - Дидактические игры - Лото, домино – Дидактический материал по сенсорному воспитанию - Пазлы - Домино - Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихя частей и деталей - Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок - Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок - Дидактические настольные игры по профилактике ДТП - Настольно печатные игра «Светофор» - Набор видов транспорта -. Набор мелких игрушек - Макеты перекрестков, районов города - Дорожные знаки -Литература по ПДД - Обучающие дидактические игры по развитию и коррекции речи. - Настольно-печатные речевые игры - Дидактические речевые игры - Пазлы (таинграмы) - Мозаика - Домино - Пальчиковый театр - Иллюстративный тематический материал - Материал для дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастик - Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей - Наличие художественной литературы, детских энциклопедий - Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой - Материалы о художниках – иллюстраторах - Портрет поэтов, писателей - Тематические выставки - «Книжкина больница» + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 2 полугодие + + 2 полугодие + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 2 полугодие + + - Игра «Библиотека» + + 2 полугодие Центр продуктивной деятельности мастерская "Творческая мастерская» мастерская» Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, - Бумага разного формата, разной формы, разного тона для рисования (формат А-4) - цветных карандаши - Краски (кисти) - Сангина - Восковые мелки - Мелки - Тушь - Пластилин (стеки, доски для лепки) - глина (тесто) -Цветная бумаги - Картон - Ножницы с закругленными концами - Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) - Альбомы-раскраски - Выставки произведений изоискусства - Выставки детских работ, совместных работ детей и родителей - Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки - Предметы народно – прикладного искусства + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 2 полугодие + + + + + + + + + + + + + + Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде Уголок труда Формирования положительного отношения к труду Расширение индивидуального трудового опыта Самообслуживание Дидактическая игра + «Поиграл убери на место» Дидактическая игра + «Порядок в доме» - Дежурство в группе Хозяйственно бытовой труд - Дежурство по столовой - Лото «Инвентарь для уборки помещений» -Настольно-печатная игра + + «Стираем белье» Дидактическая игра «Сервируем стол» «Книжкина больница» (ремонтируем книги)» Труд в природе - Дежурство в уголке природы - Инвентарь для ухода за комнатными растениями Дидактическая игра + «Собираем урожай» + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 2 полугодие + + + + + + + + Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта Центр физического развития Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности - Оборудование для: - ходьба - бег - равновесие - прыжки - бросание, ловля ползания лазания + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Центр «Здоровье» - метание - Атрибуты к подвижным и спортивным играм - каталки - велосипеды, самокаты -.настольный теннис - бадминтон - Нетрадиционное физкультурное оборудование - Воспитание культурноформирование гигиенических навыков начальных представлений - Настольно-печатные игры о здоровом образе «Солнце, воздух и вода» жизни (солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье). - Цикл дидактических игр «Особенности строения и функциями организма человека» - Пазлы Энциклопедии «О рациональном питании» - Карточки с комплексами специальных физических упражнений для укрепления органов и систем. Дидактическая игра «Правила поведения в лесу» + + + + + + + + + + + + + + + В соответствии с возрастом детей + + + + +