Справка о предметно - развивающей среде

Справка
о предметно-развивающей среде помещений и групповых комнат
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада №
44 «Гнёздышко» ГО Среднеуральск,
Свердловской области
Автономное учреждение

Организация развивающей предметно – пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ – детский сад № 44 (далее –
РППС) соответствует требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (утвержденного приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г.
№ 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и
Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022 г., регистрационный № 71847) и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
РППС МАДОУ – детский сад № 44 (далее Учреждение) учитывает особенности своей
образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия,
требования
используемых вариативных образовательных программ, возможности и
потребности участников образовательной деятельности.
п.31.1. ФОП ДО

РППС рассматривается как
часть образовательной среды и
фактор,
обогащающий
развитие детей.

РППС ДОО выступает основой для разнообразной,
разносторонне
развивающей,
содержательной
привлекательной для каждого ребенка деятельности

и

п.31.2. ФОП ДО

Территория
ДОО,
групповые
комнаты,
специализированные,
технологические,
административные и иные помещения), материалы,
оборудование, электронные образовательные ресурсы
и средства обучения и воспитания,
охраны и
укрепления здоровья детей дошкольного возраста,
материалы
для
организации
самостоятельной
творческой
деятельности
детей.
РППС создает
возможности для учета особенностей, возможностей и
интересов детей, коррекции недостатков их развития
п.31.3. ФОП ДО Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации
РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС. В соответствии
со ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов
Программы, возрастной и гендерной специфики для
реализации образовательной программы.

РППС
включает
организованное пространство

п.31.4. ФОП ДО
РППС ДОО создается
единое пространство

как

Все компоненты которого, как в помещении, так и вне
его, согласуются
между собой по содержанию,
масштабу, художественному решению;

п.31.5. ФОП ДО
При проектировании
ДОО учитывает

РППС

 Местные

этнопсихологические,
социокультурные,
культурно-исторические
и
природноклиматические условия, в которых находится ДОО;
 возраст, уровень развития детей и особенности их
деятельности, содержание образования;
 задачи образовательной программы для разных
возрастных групп;
 возможности
и
потребности
участников
образовательной деятельности (детей и их семей,
педагогов и других сотрудников ДОО, участников
сетевого взаимодействия и других участников
образовательной деятельности)

п.31.6. ФОП ДО
С учетом возможности реализации
образовательной программы ДОО в
различных
организационных
моделях и формах
РППС
ДОО соответствует

 требованиям ФГОС ДО;
 образовательной программе ДОО;
 материально-техническим и медико-социальным

п.31.8. ФОП ДО
РППС
ДОО
обеспечивает
возможность
реализации
разных видов индивидуальной и
коллективной деятельности:

игровой,
коммуникативной,
познавательноисследовательской, двигательной, продуктивной и прочее,
в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа
детей, охраны и укрепления их
здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их развития

п.31.11. ФОП ДО
В ДОО созданы условия для
информатизации образовательного
процесса.

В групповых и других помещениях ДОО имеется
оборудование
для
использования
информационно
коммуникационных
технологий
в
образовательном
процессе.

условиям пребывания детей в ДОО;

 возрастным особенностям детей;
 воспитывающему характеру обучения детей в ДОО;
 требованиям безопасности и надежности

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды,
представленная специально организованным пространством - (помещениями Организации,
прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы),
материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе
развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей
дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность
учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
РППС Учреждения обеспечивает и гарантирует:
–
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и
рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам
и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с
другом и в коллективной работе;
–
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Учреждения,
группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной
программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления
их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
–
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а

также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного
самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также
содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и
мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их
поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также
поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
–
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие
возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения,
так и искусственного замедления развития детей);
–
создание равных условий, максимально способствующих реализации различных
образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально
- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в
том числе ограниченные) возможности здоровья.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную,
воспитывающую, мотивирующую функции. Развивающая предметно-пространственная среда
Учреждения создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом
его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его
индивидуальной траектории развития.
РППС построена на следующих принципах:
1) насыщенность;
2) трансформируемость;
3) полифункциональность;
4) вариативность;
5) доступность;
6) безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию ООП
– ОП ДО.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания,
соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием,
инвентарем, которые обеспечивают:
 игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
 двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
 эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным
окружением;
 возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные
составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные
материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и

оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически
сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее
элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения обеспечивает следующие
условия:
 условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья,
коррекции и компенсации недостатков развития детей;
 условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы
педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников;
 условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности
детей;
 условия для познавательно-исследовательского развития детей;
 условия для художественно-эстетического развития детей
 условия для информатизации образовательного процесса.
Центры развития как условие развития самостоятельной деятельности детей
дошкольного возраста. Пространство группы организовано в виде центров развития,
позволяющих ребенку самостоятельно выбирать интересующий их игровой, развивающий
материал. Каждый из центров регулярно пополняется материалами и игрушками в
соответствии с психолого-педагогическими задачами комплексно тематического плана
организации процесса образования детей, их индивидуальными интересами и потребностями.
Функциональная
зона (центр)

Основное
предназначение

Оснащение

II группа
раннего
возр.
(2-3
года)

Младш
ая
группа
(3-4
года)

Средняя
группа
(4-5 лет)

Старша
я группа
(5-6
лет)

Подго
товит
ельная
группа
(6-7
лет)

Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных
условий, в которых находится организация, возможность погружения в культуру России, знакомства
с особенностями региональной культурной традиции
«Патриотический
уголок»

«Уголок Среднего
Урала

Расширение
краеведческих
представлений детей,
накопление
познавательного
опыта

Расширение
краеведческих
представлений детей о
о Среднем Урале, г.
Среднеуральске и
Свердловской области

- Государственная и
Символика Среднего
Урала, Свердловской
области и
г. Среднеуральска
- Образцы русских костюмов
- Наглядный материала:
альбомы, картины,
фотоиллюстрации и др.
- Предметы народно –
прикладного искусства
- Предметы русского быта
- Детская художественная
литература
- Набор открыток «Тюмень»
- Дидактическая
игра
«Животные
Среднего
Урала
- Настольно-печатная игра «»
- Альбом «Предметы быта
жителей Среднего Урала»

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+
+

+
+

+

+
+

+
+

+
+

+
+

Уголок
изба»

«Русская

Расширение
краеведческих
представлений детей о
быте народов севера

-Книги и иллюстрации о
Среднем Урале Свердловской
обл. г. Среднеуральске
- Материал по камнерезному
искусству.
- Художественная литература
уральских авторов (Бажов П.,
Мамин – Сибиряк и т.д.)
- Предметы народно –
прикладного искусства
- Предметы русского быта
- Аудиотека
«Старинные
русские песни»
- Дидактическая
игра
«Русская изба»

+

+

2 полугодие

+

+

+

+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+

+
+
+
+

+
+
+
+

+
+
+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+

+
+

+
+

+
+

Среда экологична, природосообразна и безопасна
«Уголок
природы»

Расширение
познавательного
опыта, его
использование в
трудовой
деятельности

- Материал для проведения
элементарных опытов
- Обучающие дидактические
игры по экологии
- Инвентарь для трудовой
деятельности в уголке
природы
- Природный и бросовый
материал.
- Материал по астрономии
- Коллекции
- Календарь природы
- Комнатные растения в
соответствии с возрастными
рекомендациями
- Сезонный материал
- Стенд со сменяющимся
материалом на
экологическую тематику
- Макеты
- Литература
природоведческого
содержания, набор картинок,
альбомы

+

Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает
ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей
«Игровая зона»

«Уголок
уединения»

Облегчение процесса
привыкания ребенка
к детскому саду

«Музыкальный
уголок»

– Развитие
творческих
Способностей в
самостоятельно-

- Атрибутика для с- р игр
- «Семья»
- «Больница»
- «Магазин»
- «Школа»
- «Парикмахерская»
- «Почта»
- «Армия»
- «Космонавты»
- «Библиотека»
- «Ателье»
- Предметы - заместители,
атрибуты.
- Дидактические игры
- Подушки
- Фотографии
- Любимые игрушки
- «Коврик злости», подушки
коробочки
- Детские музыкальные
инструменты
- Портрет композитора
- Магнитофон

+

+

+

+

+

+
+

+
+
+
+
+

+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

+

+

+
+
+
+
+
+
+
+

+

+

+

+

+
+

+
+

+
+
+
+

+
+
+
+
+

+
+
+
+
+

+

+

+

+

+

+

ритмической
деятельности

«Театрализованный
уголок»

«Семейный
уголок»

Развитие
способностей
творческих
ребенка

Расширять
представления детей
об истории семьи в
контекст истории
родной страны

- Набора аудиозаписей
- Музыкальные игрушки
(озвученные, не озвученные)
- Игрушки-самоделки
- Музыкально дидактические игры
- Музыкально- дидактические
пособия
- Ширмы
Различные виды театров:
-теневой театр
-би-ба-бо
- настольный театр
- плоскостной театр
( на фланелеграфе)
- кукольный театр
- конусный театр
- пальчиковый театр
- Костюмерная
- Сундук для ряженья
- Предметы декорации
- Декоративная атрибутика
- Семейный альбом
- Семейные фотовыставки
- Альбомы «Семейное древо»
- Альбом о воинских наградах
дедушек, бабушек родителей.
- Серия дидактических игр:
- «Где ты живешь?»
- «Знаешь ли ты свое имя и
фамилию?»
- «А кто твои родители?»
- Настольно печатная игра
«Профессии»

+

+
+

+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+

+
+
+
+

+
+
+
+

+
+
+
+
+
+

+

+

+
2 полугодие

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения
новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину
мира
«Строительная
мастерская»

«Логикоматематический
центр»

Проживание,
преобразование
познавательного
опыта в
продуктивной
деятельности.
Развитие
ручной умелости,
творчества.
Выработка
позиции творца

Целенаправленное
формирование у
детей
интереса к
элементарной
математической
деятельности

– Напольный строительный
материал
–Настольный строительный
материал
–Пластмассовые
конструкторы

+

- Пирамидки
– Конструкторы с
металлическими деталями–Схемы и модели для всех
видов конструкторов
–Мягкие строительно игровые модули
– Транспортные игрушки
–Схемы, иллюстрации
отдельных построек (мосты,
дома, корабли, самолёт и др.)
-Математические
головоломки «Танграм»
-«блоки Дьенеша»
-«Палочки Кюизенера»
- Деревянные геометрические
тела
- Коллекции часов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

(младший
возраст- с
крупными
деталями)

+

+

+

+

+

+
+

Центр сенсорного
развития

«Уголок
безопасности»

«Речевой центр»

«Книжный
уголок»

Расширение
познавательного
сенсорного опыта
детей

Расширение
познавательного
опыта,

Развитие и коррекция
речи воспитанников

Формирование
умения
самостоятельно
работать с книгой

- календарей головоломок
(кубик Руби-ка, змейка,
цилиндр и т.д.)
- Математические детские
книги
- Раздаточный
математический материал
- Дидактические игры
- Лото, домино
– Дидактический материал по
сенсорному воспитанию
- Пазлы
- Домино
- Сборно-разборные,
состоящие
из
трансформирующихя
частей и деталей
- Заготовки и полуфабрикаты
для игрушек-самоделок
- Набор различных
материалов для создания
игрушек-самоделок
- Дидактические настольные
игры по профилактике ДТП
- Настольно печатные игра
«Светофор»
- Набор видов транспорта
-. Набор мелких игрушек
- Макеты перекрестков,
районов города
- Дорожные знаки
-Литература по ПДД
- Обучающие
дидактические игры
по развитию и коррекции
речи.
- Настольно-печатные речевые
игры
- Дидактические речевые игры
- Пазлы (таинграмы)
- Мозаика
- Домино
- Пальчиковый театр
- Иллюстративный
тематический материал
- Материал для дыхательной,
артикуляционной,
пальчиковой гимнастик
- Детская художественная
литература в соответствии с
возрастом детей
- Наличие художественной
литературы, детских
энциклопедий
- Иллюстрации по темам
образовательной
деятельности
по
ознакомлению
с
окружающим
миром
и
ознакомлению
с
художественной литературой
- Материалы о художниках –
иллюстраторах
- Портрет поэтов, писателей
- Тематические выставки
- «Книжкина больница»

+

+

+

+

+

+

+
+
+

+
+
+

+

+

+
+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

2 полугодие

+

+

2 полугодие

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+

+
+
+

+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+
+

+
+
+
+
+
+

+
+
+
+
+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+

+
+
+

+

+

+

+

+
+

+

+

+

2 полугодие

+

+

- Игра «Библиотека»

+

+

2 полугодие

Центр
продуктивной
деятельности
мастерская
"Творческая
мастерская»
мастерская»

Проживание,
преобразование
познавательного
опыта в
продуктивной
деятельности.
Развитие ручной
умелости,

- Бумага разного формата,
разной формы, разного тона
для рисования (формат А-4)
- цветных карандаши
- Краски (кисти)
- Сангина
- Восковые мелки
- Мелки
- Тушь
- Пластилин (стеки, доски для
лепки)
- глина (тесто)
-Цветная бумаги
- Картон
- Ножницы с закругленными
концами
- Бросовый материал (фольга,
фантики от конфет и др.)
- Альбомы-раскраски
- Выставки
произведений
изоискусства
- Выставки детских работ,
совместных работ детей и
родителей
- Наборы открыток, картинки,
книги
и
альбомы
с
иллюстрациями, предметные
картинки
- Предметы народно –
прикладного искусства

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+
+
+

+
+

+
+
+
+

+
+
+
+

+
+
+
+

+

+

+

+

2 полугодие

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в
жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий
и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде
Уголок труда

Формирования
положительного
отношения к труду
Расширение
индивидуального
трудового опыта

Самообслуживание
Дидактическая
игра
+
«Поиграл убери на место»
Дидактическая
игра
+
«Порядок в доме»
- Дежурство в группе
Хозяйственно бытовой труд
- Дежурство по столовой
- Лото «Инвентарь для уборки
помещений»
-Настольно-печатная
игра
+
+
«Стираем белье»
Дидактическая
игра
«Сервируем стол»
«Книжкина
больница»
(ремонтируем книги)»
Труд в природе
- Дежурство в уголке природы
- Инвентарь для ухода за
комнатными растениями
Дидактическая
игра
+
«Собираем урожай»

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

2 полугодие

+

+
+

+
+

+

+

+

Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта
Центр
физического
развития

Расширение
индивидуального
двигательного опыта в
самостоятельной
деятельности

- Оборудование для:
- ходьба
- бег
- равновесие
- прыжки
- бросание, ловля
ползания лазания

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+
+
+

+
+
+
+
+

+
+
+
+
+

Центр «Здоровье»

- метание
- Атрибуты к подвижным и
спортивным играм
- каталки
- велосипеды, самокаты
-.настольный теннис
- бадминтон
- Нетрадиционное
физкультурное оборудование
- Воспитание
культурноформирование
гигиенических навыков
начальных
представлений
- Настольно-печатные игры
о здоровом образе «Солнце, воздух и вода»
жизни
(солнечного света, воздуха и
воды в жизни человека и их
влиянии на здоровье).
- Цикл дидактических игр
«Особенности строения и
функциями
организма
человека»
- Пазлы
Энциклопедии
«О
рациональном питании»
- Карточки с комплексами
специальных
физических
упражнений для укрепления
органов и систем.
Дидактическая
игра
«Правила поведения в лесу»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+
+
+

+

+

В соответствии с возрастом детей

+

+

+

+

+


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».